четверг, 15 октября 2009 г.

Сталинская экономика. Взгляд из Японии.

Сталин поставил задачу ликвидировать бесхозяйственность в производстве, внедрить и укрепить хозрасчет. Что, по его мнению, при снижении себестоимости продукции на 10 % в год означало бы способность промышленности обеспечивать накопление в размере 1,5–2 млрд рублей ежегодно.

Многие десятилетия спустя, когда СССР захлестнули преступная перестройка и болтология насчет хозрасчета, чего только ни наговорили умненькие академики от политэкономии, деятели из Агитпропа ЦК КПСС и их «говорящие головы» в СМИ. Все они так и не смогли понять самой простой вещи, которую Сталин предельно ясно выразил еще в 1931 г.: хозрасчет — это прежде всего калькуляция, преследующая цель снижения себестоимости производства.

До конца своей жизни Сталин уделял громадное внимание этой проблеме. В результате на рубеже 1940–1950-х гг. окончательно была разработана базисная конструкция экономики социализма — так называемая двухмасштабная система цен. К слову сказать, самая эффективная в истории человечества. Ее до сих пор используют японцы.

Японский миллиардер Хероси Теравама еще в 1991 году указывал советским так называемым экономистам и социологам: «Вы не говорите об основном. О вашей первенствующей роли в мире. В 1939 г. вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 1949 г. вы стали еще умней, а мы были пока дураками. А в 1955 г. мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с то лишь разницей, что у нас капитализм, частные производители, и мы более 15 % роста никогда не достигали, а вы же — при общественной собственности на средства производства — достигали 30 % и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры».

Обратите внимание на очень любопытное обстоятельство. Японский миллиардер указывает на 1955 г. как на год коренного перелома, когда японцы поумнели, а советские превратились в малых детей. С момента убийства Сталина и Берии, двух самых выдающихся за весь XX век хозяйственников нашей страны, прошло всего два года, но под «славным управлением» Хрущева и K° вся система управления советской экономикой стала напоминать поведение неразумных детей. Всего за два года так развалить советскую экономику, что даже японцы это заметили!

Хероси Теравами был абсолютно прав. Созданная Сталиным базисная конструкция экономики социализма прекрасно действовала на основе общественной собственности на средства производства. Потому что прибыль (доход от производственной деятельности) извлекалась не из цены промежуточного, как сейчас (с помощью откровенно бандитского налога на добавленную стоимость, за счет которого в колоссальной степени и формируется нынешний государственный бюджет, но удушается само производство), а конечного продукта. Цена же на промежуточный продукт была фактически на уровне себестоимости изделий.

Доход от производственной деятельности государство пускало на расширенное производство, на общественные фонды потребления и передавало трудящимся в форме регулярного централизованного крупного снижения цен на продукты и услуги. Вот такая простая и элегантная система была сконструирована Сталиным. Она вся была нацелена на снижение себестоимости продукции, экономию затрат у потребителя, на снижение базовых потребительских цен.

Здесь следует учесть, что начало конструированию такой системы Сталин положил еще в своем выступлении в январе 1933 г.: «В первой пятилетке мы сумели организовать пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное».

Все это поворачивало производителя лицом к научно — техническому прогрессу. Отсюда колоссальное развитие в сталинское время фундаментальных наук, бурный всплеск изобретательства и рационализаторства. При снижении себестоимости продукции в одном месте волна эффективности пробегала по всей технологической цепочке. Интересы потребителя и производителя полностью совпадали. Это блестяще проявилось в годы Великой Отечественной войны.
(Мартиросян.Сталин и достижения СССР)

1 комментарий: